РУС БЕЛ ENG

Молодому учителю

10 советов молодому учителю

Совет первый. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей. Она тебя ждет, и, можно сказать, с распростертыми объятиями, она хочет, чтобы ты у нее был, но у нее есть свое достоинство. И это достоинство — дети. Поэтому не надо смотреть на школу свысока, не надо делать ей одолжение.

Совет второй. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует.

Совет третий. Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель — только учитель, это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Люби жизнь в разных ее проявлениях. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.

Совет четвертый. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. Заметь: любой рассказ о школе, эпизод, даже анекдот заключает в себе комплекс учительских качеств. Иначе получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

Совет пятый. Будь счастливым. Будь оптимистом. Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Ходит и ноет, как учителя из чеховских пьес. Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные.

Совет шестой. Будь честным и правдивым. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» — это крайне отрицательная оценка. Хотя сплошь и рядом они хитрецы и лгунишки. Это потому, что они поставлены взрослыми в такие условия, когда просто нельзя не соврать. Но не увлекайся следствием.

Совет седьмой. Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон — это конец!..

Совет восьмой.Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят.

Совет девятый. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Ты всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничто! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, они, а не начальство, и даже не твои коллеги и друзья.

Совет десятый.

Обрети свою гражданскую позицию. Может быть, она у тебя уже есть, эта позиция. Но она формируется, стабилизируется и кристаллизируется в деле. Гражданская позиция прежде всего — нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники мы ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи — ты. И от себя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется противоположным.

свернуть

Методические рекомендации по анализу и самоанализу современного урока

ВАРИАНТЫ САМОАНАЛИЗА УРОКА ПЕДАГОГОМ

 

Вариант 1

Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?

2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

6. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?

7. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

8. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся?

9. Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?

 

Вариант 2

1. Общая структура урока (основная дидактическая цель урока; его место в системе уроков по теме; основные моменты урока, дозировка времени; соблюдение основных требований к оформлению каждого урока, эффективность использования времени на уроке).

2. Реализация основной дидактической цели (выполнение требований программы, соотношение материала, объясненного на уроке и данного на самостоятельную работу, организация восприятия, внимания, познавательного интереса, организация первичного закрепления материала, проверка качества ЗУН, использование раздела и программ, требования к знаниям: опрос учащихся – принцип вызова, дифференцированные задания, использование примерных норм оценок учащихся, данных в программах).

3. Развивающая сторона урока (вовлечение учащихся в совершение основных мыслительных операций, преодоление посильных трудностей, развитие познавательной самостоятельности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).

4. Соблюдение основных принципов дидактики (принцип наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).

5.Методы обучения (методы введения нового материала, закрепления и выработка умений и навыков, контроля; соответствие методов общей направленности обучения дидактической цели и специфике учебного предмета; зависимость выбора методов обучения от материальной оснащенности школ).

6. Воспитывающая сторона урока (использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, формирование мировоззрения, связь с жизнью, воспитание добросовестного отношения к труду, учению, использование воспитательной возможности оценки, воспитательное воздействие личности учителя).

7. Учитель на уроке (подготовка к уроку, роль конспекта, виды деятельности на уроке, контакт с классом, индивидуальный подход к учащимся, значение предмета, увлеченность им).

8. Работа учащихся на уроке(подготовка учащихся к уроку, активность на разных этапах урока, виды деятельности, культура речи, дисциплинное отношение к предмету, учителю: динамика работоспособности, моменты наивысшей активности, падение работоспособности, их причин, уровень сформированности умения учиться).

8. Гигиенические условия урока(помещение, его оснащенность, мебель, соблюдение принципов рассадки, расписание на этот день, длительность и характер проведения физминуток, влияние гигиенических условий на динамику работоспособности на уроке).

Вариант 3

При самоанализе урока преподаватель дает:

·​ краткую характеристику целям, которые ставил, и анализирует их достижение;

·​ характеристику применяемых методов работы с учащимися и их оценку;

·​ оценку активности учащихся и обоснование использованных приемов организации их труда;

·​ самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, характер отношений с учениками).

·​ информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

свернуть

Пример технологической карты урока

Тема урока:

 

Цель урока:

​ ·обучающая

 

​ ·развивающая

 

·воспитательная

 

​ ·методическая

 

Тип урока:

 

Учащиеся

должны

​ ·знать

 

​ ·уметь

 

Ход (этапа) урока

Примерное время

Деятельность

Элементы технологии обучения

учащихся

педагога

Методы обучения

Средства обучения

Формы обучения

Домашнее задание

Рефлексия

свернуть

Рекомендации молодому учителю

-при подготовке к уроку:

1. Вчитывайтесь в раздел программы, который надо изучать на уроке.

2. Изучите материал этого раздела.

3. Проанализируйте учебный материал.

4. Сформулируйте цель урока. Ответьте на вопрос, чего бы Вы хотели достичь в результате урока.

5. Представьте коллектив данного класса, отдельных учеников, постарайтесь наметить их путь к реализации задач урока.

6. Выберите самые результативные методические приемы для данного класса и для данных учащихся.

7. Соразмерьте выбранные приемы со своими возможностями, определите свои действия на уроке.

8. Продумайте структуру урока, его ход.

9. Зафиксируйте все подготовленное в плане или конспекте.

10. Повторите про себя или вслух узловые моменты плана.

11. Проверьте себя:

а) какие факты, общие понятия или признаки, причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке;

б) какое умение формируется на данном уроке;

в) какого рода эмоциональную реакцию следует вызвать у учащихся при изучении данного материала.

- при проведении урока:

12. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных учеников. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

13. Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Ее можно приготовить на перемене. Приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.

14. Начните урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполненное задание – обычное дело. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.

15. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво, кто увлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

16. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.

17. Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указания ученику, над чем следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

18. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение.

19. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных учеников, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

20. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

21. Удерживайтесь от излишних замечаний.

22. Обходитесь без помощи других. Помните: налаживание дисциплины, может быть, единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу учителю.

23. Не допускайте конфликтов с целым классом или со значительной частью класса, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

24. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен решаться в пользу учеников.

25. Помните слова Н.А. Добролюбова: «Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

свернуть