Сроки проведения инновационной деятельности: 2023–2025 годы
В быстроизменяющемся мире, который существует в перманентном перенасыщенном информационном потоке происходит аксиологический кризис и прежде всего, кризис такого явления как «глобализация». Однополярность оказалась не состоятельной, т.к. не смогла уберечь мир от скатывания к войне и идеологической агрессии. Глобализация как ценность потерпела крах, делая ставку на мифологизированный ценностный ряд намеренно искаженных популярных понятий: демократия, свобода, «зеленая повестка». Демократия сползла в политический хаос, свобода перевоплотилась из понятия о духе к сосредоточенности на своей гендерной идентификации, «зеленая повестка» из сбалансированного коэволюционного развития к бездумному отказу от традиционных источников энергии, в т. ч. ядерной, а образование из духовной сферы переместилось в сферу услуг. Но самым опасным последствием глобального «информационного взрыва» стало эффективность восприятия информации, лишенной ценностных смыслов, прервалась связь поколений. Обществу брошен «вызов» суть которого заключается в деформации ценностных смыслов на фоне стремительно падающего уровня образованности. «Ответом» может стать просветительская деятельность, имеющая ценностно-гражданскую направленность на консолидацию педагогической общественности, ресурсом которого станет наставничество.
Цель инновационного проекта: обеспечениеусловий для реализации модели развития «Наставничество: сотрудничество, диалог поколений, профессиональная компетентность» как ресурс консолидации педагогической общественности посредством структурирования просветительской деятельности и организации управления при взаимодействии субъектов наставничества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить структурные элементы наставничества и их особенности взаимодействия в процессе просветительской деятельности для разработки модели наставничества;
2. разработать модель развития внедрения наставничества на основе переосмысления понятийно-категориального аппарата на принципах просветительской деятельности в пространстве гражданского просвещения;
3. обеспечить эффективные организационно – управленческие условия, при которых наставничество станет ресурсом консолидации педагогической общественности путем создания координационного центра по внедрению модели и мониторинга ее эффективной реализации;
4.систематизировать и обобщить выработанный опыт и создать интеллектуальный продукт в виде сборника рекомендаций и разработок «В помощь наставнику»
5. транслировать и популяризировать наиболее эффективные практики наставничества, выработанные в процессе внедрения модели развития.
Данная цель достижима при следующих условиях:
Ø при преодолении диалектических противоречий общественного развития посредством социального взаимодействия на основе гражданского просвещения, консолидирующим ядром которого может стать педагогическая общественность;
Ø при создании общественных ресурсов развития в трех направлениях: просветительская деятельность, взаимодействие по распространению гражданского просвещения, управление пространством гражданского просвещения.
Ø при включении этих ресурсов развития в единую слаженную модель, функционирующую как на внутреннем, так и на внешнем контуре.
Обоснование целесообразности и актуальности проекта
О заинтересованности государства и общества в развитии данной деятельности свидетельствует отражение ее в правовых документах:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (глава 6, стр. 53)[1];
Государственная программа «Образование и молодежная политика на 2021-2025 гг.»;
Типовое положение о наставничестве. Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси (2011 г.):
Дополнение к положению. Министерство труда и социальной защиты республики Беларусь федерация профсоюзов Беларуси (2022 г.)[2].
Наставничество как социальный институт, должно вернуть себе значимость и ценностный смысл духовной и профессиональной скрепы, консолидирующей педагогическую общественность. Педагогическая общественность является обладателем существенных и определяющих качеств, способных определять и выстраивать во взаимодействии с государством тот ценностный капитал, который скрепляет людей, превращая их в консолидированное общество. Следовательно наставничество как институт должно способствовать репродукции и развитию таких качеств как:
Ø Высокий уровень образования, постоянная работа над повышением профессиональных компетенций;
Ø Тесное взаимодействие с иными общественными кругами и государственными структурами;
Ø Основными принципами, на которых основывает свою деятельность педагогическая общественность являются преемственность и разумный баланс между традицией и новаторством, гуманность, научность.
Ø Система образования имеет высокий уровень институциональности. Большая часть отношений внутри системы регламентированы.
Актуальность проекта
Актуальность наставничества состоит в том, что оно имеет субъективную, личностно-смысловую и ценностную составляющие, налаживающую межпоколенческую взаимосвязь в среде педагогической общественности.
Инновационность проекта заключается в создании условий для поиска действенных средств консолидации педагогической общественности на основе наставничества как ресурса развития для восстановления и переосмысления, выработанного более, чем векового опыта педагогической общественности Беларуси, а также выработке новых педагогических смыслов в пространстве гражданского просвещения. Проект должен способствовать выявлению условий реализации его структурирования и разработке эффективных организационно-управленческих механизмов, соответствующих современным реалиям.Проект будет осуществлен на основе созданной модели развития: «Наставничество: сотрудничество, диалог поколений, профессиональная компетентность» как ресурс консолидации педагогической общественности», включающей в себя структурные единицы, формирующие сегмент пространства гражданского просвещения (ценностные смыслы, принципы, факторы), а также связи между ними в условиях активного взаимодействия, сотрудничества, диалога через совместную реализацию запланированных «дорожных карт» и «маршрутных листов».
В процессе их работы субъектов формируется единое региональное информационно-методическое пространство гражданского просвещения дополнительного образования обеспечения доступности и внедрения в практику имеющихся информационных ресурсов, осуществляется консультативно-методическая помощь, проводятся обучающие методические мероприятия, транслируется и распространяется инновационный опыт и современные модели наставнической деятельности, развиваются новые практики методического взаимодействия на внутреннем и внешнем контуре.
Технология реализации модели пространства гражданского просвещения на внутреннем и внешнем контуре будет реализована на основе создания «Дорожных карт» по конкретным многовекторным взаимодействиям. Для каждого отдельного вектора вводится маршрутный лист (конкретные просветительские мероприятия). Для каждой «дорожной карты» создается координационный центр. Инициатива по созданию «дорожных карт», в которые входят маршрутные листы, просветительские мероприятия, форумы, конкурсы и т.д. принадлежит педагогической общественности. На внутреннем контуре действуют собственно наставник и ученик (молодой учитель) На внешнем – педагогическая общественность в целом, в т. ч. координационный центр, определяющий направления взаимодействия наставника и молодого учителя, обеспечивающий условия для реализации «дорожных карт», мониторинг пространства гражданского просвещения, а также точки личностного профессионального роста как молодого учителя, так и наставника.
В этом случае пространство гражданского просвещения потребует компетентной системы координации для эффективного его взаимодействия. Такая координация может включать в себя:
Ø систему единого планирования и мониторинга эффективности планирования, взаимодействия и их результативности;
Ø систему централизованного финансирования просветительской деятельности;
Ø систему научного и учебно-методического обеспечения;
Инновационный проект обладает научной и методической новизной, которая определяется несколькими направлениями:
Ø реализация наставничества в пространстве гражданского просвещения, определение которому было дано в ходе разработки модели;
Ø выявление направлений в структуре взаимодействия «наставник - ученик» в процессе неформальной просветительской деятельности на основе критического мышления;
Ø актуализация для педагогической общественности неформального института наставничества на внутреннем и внешнем контуре, основанного на единстве ценностных смыслах и эффективных психолого-дидактических практиках;
Ø активизация процессов формирования, обобщения и распространения результативного педагогического опыта в республике и регионах через поиск и апробацию новых механизмов, методов и форм трансляции инновационного опыта;
Ø системный подход в управлении внедрения модели, всех ее структурных компонентов, мониторинга эффективности опытно-творческой и проектной деятельности субъектов наставничества по созданию новых научно-методических продуктов в рамках «дорожных карт» (планов взаимодействия, просветительских мероприятий, творческих, социальных программ и проектов, мастер-классов) позволит создать инновационные интеллектуальные продукты как основу эффективных педагогических практик.
Практическая реализация ряда республиканских и региональных «дорожных карт» наставнической деятельности на внутреннем и внешнем контуре позволит создать систему педагогического взаимодействия на основе положительной мотивации, заинтересованности и общих ценностных смыслов.
Внедрение модели развития наставничества на основе сотрудничества, диалога поколений, профессиональной компетентности даст возможность создать
единое пространство гражданского просвещение, обеспечить условия для:
- взаимовыгодного объединения ресурсов субъектов наставничества и педагогической общественности в целом;
- активного использования эффективных просветительских и педагогических практик не только по учебным предметам и занятиям для дошкольников, но и внеклассных мероприятий;
- более полного удовлетворения индивидуальных образовательных, профессионально-педагогических потребностей субъектов наставничества;
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Теоретическая основа. Вопросы наставничества в педагогике достаточно глубоко прорабатывались в советскую эпоху. В арсенале каждого учебно - методического комплекса по предмету разрабатывались пособия «Начинающему учителю». Этой проблеме в 70—80 гг. XX в. уделяли внимание такие советские ученые –педагоги как С. Г. Вершловский, М. В. Кларин, А.С, Батышев. В 1990-е годы, после распада СССР и по мнению А. Р. Масалимовой, «наставническое движение из-за недостаточных возможностей финансирования приходит в полный упадок», фактически прекращается.[6,7,12]
Данный инновационный проект опирается на международный опыт и результаты исследований по данной проблематике. На современном этапе появилось много теоретических статей переосмысливающих опыт наставничества, его современную ценностно-смысловую, структурную и деятельностную составляющую (И.В. Круглова, А. Н. Плотников, С.В. Иванова, П.Н. Осипов, И.И. Ирисметова). Так, например, при моделировании наставнического взаимодействия. С.В. Иванова уделяет внимание необходимости организовать эффективное самообразование и взаимообучение педагогов. При организации андрагогического наставничества остро проявляется необходимость в методическом управлении. Создавая модель наставничества, ее автор выдвинула гипотезу о том, что ее эффективность определяется многовариативностью [11, 14, 22].
«Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств участников СНГ: коллективная монография санкт-петербургских авторов М.С. Якушкиной М.Р. Илакявичус и др. представляет просветительство как фактор инновационных стратегий и механизмов развития межгосударственного образовательного пространства. Просветительская деятельность, обеспечивающая межпоколенческую общественность глубоко разработана в коллективной монографии «Теоретико-методологические основания моделирования и реализации образовательных практик для взрослых в государствах –участниках СНГ: коллективная монография под обще редакцией М.С. Якушкиной [25,27]. В ней представлены не только собственно процесс моделирования и реализации образовательных просветительских практик, но виды и результаты мониторинга неформального образования взрослых в странах СНГ, раскрывающего результаты опытно-экспериментальной работы по востребованности образовательных практик неформального образования взрослых в странах СНГ [25,27]. Проблема развития наставничества, таким образом, может быть представлена как частный случай просветительской деятельности для консолидации педагогической общественности в целом.
Активизировать методическое взаимодействие субъектов наставничества в пространстве гражданского просвещения в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах составляют инновационные направления проекта.
Сущность инновационной идеи
Основная идея проекта состоит всоздании оптимальных условий для развития наставничества, основанного на ценностных смыслах и эффективных психолого-дидактических практиках значимых для педагогической общественности в пространстве гражданского просвещения.
Описание инновационной деятельности (модели)
Наставничество как неформальная просветительская деятельность основана на субъект – субъектных отношениях, объектом которых являются эффективные педагогические практики посредством передачи наработанного опыта. Результатом наставнической деятельности станет не только присвоение чужого опыта, но и освоение компетентностного пространства с целью повышения профессиональной компетентности. Деятельностное единство педагогического взаимодействия, в пространстве гражданского просвещения обеспечивает возможность реализации их активности.
Участие в инновационном проекте «Внедрение модели «Наставничество: сотрудничество, диалог поколений, профессиональная компетентность» как ресурс консолидации педагогической общественности» даст возможность субъектам наставнической деятельности создать многовариативные мини-модели эффективного взаимодействия на внутреннем и внешнем контуре в пространстве гражданского просвещения, консолидировать усилия педагогической общественности по обновлению института наставничества как собственного ресурса на основе неформальной просветительской деятельности.
Модель развития представляет собой единое пространство, где происходит взаимодействие наставника и ученика на основе определенных принципов и факторов. Система непосредственного взаимодействия отличается многовариативностью и гибкостью, под которой понимается, прежде всего непосредственное неформальное взаимодействие как по количеству участников, и которое зависит от потребностей, традиций и перспективных задач учреждения образования.
Субъект-субъектное взаимодействие в рамках наставничества построено на принципах:
- проектности. Взаимодействие в процессе наставнической просветительской неформальной деятельности рассматривается как проект, т.е. как «взаимосвязанную» и ограниченную во времени совокупность деятельности (мероприятий), направленную на достижение конкретных целей и получение ожидаемых результатов путем решения соответствующих задач, обеспеченную необходимыми ресурсами и управляемую на основе постоянного мониторинга показателей прогресса и учета рисков и предположений;
- с истемности. Пространство гражданского просвещения, как следует из определения, это совокупность факторов, влияющая на педагогическую общественность. Функциональность данных факторов состоит в том, чтобы объединить в систему взаимодействующие элементы – субъекты наставничества (наставников и учеников), а также система взаимодействия, имеющая свою стратегию и тактику. Наставничество - это целенаправленный процесс, результатом которого должен стать новый профессиональный опыт способный к саморазвитию. Системность предполагает наличие принципов, на которых строится взаимодействие. Развитие отражается в «ДОРОЖНОЙ КАРТЕ» просветительской неформальной деятельности и интеллектуальном продукте, который станет одним из результатов реализации проекта [16]. Данная «ДОРОЖНАЯ КАРТА» основана на следующих принципах:
- полицентризма и поливариативности. Характеризует множественную структуру организации взаимодействия «наставник-ученик», отношения в которой должны регулироваться на основе равноправия и взаимных интересов всех субъектов взаимодействия и главную роль в которых играет баланс интересов и поливариативность взаимодействия на внутреннем контуре (пары, мини-группы);
- инновационности неформального взаимодействия. Необходимы постоянное осуществление внедрения новых методик, технологий форм взаимодействия, разработка новых идей и решений, их распространение;
- многообразия. Многообразие предусматривает расширение количества возможностей просветительской деятельности для субъектов наставничества; расширение и применение различных форм и видов методических и психолого-дидактических, общекультурных просветительских мероприятий;
- гибкости. Способность системы предложить в соответствии с индивидуальными запросами субъектов наставнической деятельности максимально широкий спектр «дорожных карт», разнообразных по содержанию, формам организации, объему и месту их проведения, а также возможность оперативно осуществлять мониторинг и реагировать на запросы наставнического взаимодействия как на внутреннем так и на внешнем контуре;
- прозрачности.Любой участник проекта может читать дорожную карту и понимать цели проекта, его метрики, конечный эффект.
Рискиреализации проекта:
- высокая педагогическая нагрузка, ограничивающая возможность системного, а не эпизодического участия в проектной педагогических работников;
- низкая мотивация наставников, недостаточно высокое качество наставнической деятельности и формализм в выполнении их функций;
- низкая мотивация молодых учителей.
Наставничество носит процессуальный целенаправленный характер, его нельзя подменить ни одной формой методического обеспечения. Оно отличается от курсов повышения квалификации, мастер-классов и консультаций, которые не обеспечивают непрерывности профессионального становления молодого учителя, стажера. С точки зрения структурирования содержания дорожной карты проекта на внутреннем контуре можно представить в виде таблицы:
Благодаря концептуализации главной идеи проекта, ее совместной реализации обеспечено функциональной структурой пространства гражданского просвещения, которую наполняют следующие факторы:
Ø Ценностно – смысловой фактор, который отражает стратегическую направленность просветительской деятельности на формирование гражданско-патриотического содержания личности на основе социально-исторического мышления;
Ø Коммуникативный фактор связан с выстраиванием эффективного взаимодействия между субъектами пространства гражданского просвещения, как на внутреннем, так и на внешнем контуре;
Ø Информационный фактор отражает формы и методы просветительской деятельности, технологии распространения, образовательные проекты и планы;
Ø Социально-психологический фактор обеспечивает выстраивание между всеми субъектами взаимодействия атмосферы доверия и взаимопонимания, коррекции отношений, направленной на утверждение диалога и полилога как основных форм просветительской деятельности.
В структуру содержательного компонента модели развития входят принципы, на которых основано взаимодействие наставника и ученика.
Принцип гражданственности и патриотизма,что обращает нас к исторической памяти. Гражданственность и патриотизм требует развития их творческого потенциала, становления духовно-нравственной личности, формирования у подрастающего поколения уважения к таким традиционным ценностям, как семья, родина, национальное самосознание, гражданский долг, национальная культура, уважение к иным национальным культурам.
Разновозрастной принцип. Создание модели взаимодействия педагогической общественности на внутреннем и внешнем контуре позволит нам, используя различные эффективные практики и их вариативность, вовлечь в них на основе социального партнерства широкий круг субъектов взаимодействия.
Сознательный отказываемся от принципа «равный обучает равного». Создавая и реализуя модель активной практической направленности, мы основываем его на принципе «старший помогает младшему, а младший учится у старшего», осознавая, что именно так происходит межпоколенческая консолидация.
Принцип диалогичности означает равноценное и равнозначное взаимодействие людей разных поколений и сообществ, в диалоге и посредством диалога одновременно создающих многоголосое, полифоническое ценностно-смысловое пространство ГРАЖДАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ. Именно диалог или полилог в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере общества. [9, с.167]. Отсутствие преемственности и в профессиональном, ценностном, личностном аспектах может предотвратить диалог поколений внутри педагогической общественности. Диалог – это не только вопросно-ответная форма мышления, не только авторский прием, но и само реальное бытие гражданского просвещения, ее сущность, способ реализации ее функций. Мы считаем, что именно школа диалога, учение и научение культурному межпоколенческому взаимодействию может стать одним из путей решения ментальной разобщенности.
Педагогическая практика, прежде всего высокий профессиональный уровень учителей позволяют создать модель развития наставничества, где воедино связаны профессиональный успех молодого учителя и наставника на основе неформальной деятельности. Ресурсом для реализации модели развития наставничества в образовании и самообразовании учителя при внедрении проекта станет просветительская деятельность как на внутреннем, так и на внешнем контуре.
Актуальность просветительства сегодня очевидна, т.к. именно оно может стать важнейшим РЕСУРСОМ для разрешения существующих противоречий:
- между огромным неструктурированным информационным полем и выбором, перед которым стоит учитель в профессиональном и личностном развитии;
- между проблемой поиска совместных ценностных смыслов для единения школы, семьи, общества и разностью интересов различных поколений;
- между пассивностью личности и, как отмечал Ю.М. Лотман, «тенденцией к умственному потребительству», коммуникацией и автокоммуникаций способных «развивать большую духовную активность» [13. с. 52].
Модель « Наставничество: сотрудничество, диалог поколений, профессиональная компетентность» как ресурс консолидации педагогической общественности»
Модель
Внедрение модели наставнической деятельности как взаимодействия опытных учителей – наставников и молодых учителей, как субъектов как на внутреннем, так и на внешнем контуре направлено на формирование единого инновационного пространства гражданского просвещения обеспечивающей непрерывное развитие профессиональных компетенций педагогических работников на основе таких ценностей как патриотизм, преемственности, диалог поколений. В основу внедрения моделиположены особенности, просветительской деятельности как разновидности неформального образования, направленной на распространение достижений науки и культуры, осуществляемой в интересах человека, семьи, общества и государства; создающей условия социализации личности, мотивирования ее на развитие активной позиции в такой среде как педагогическая общественность. В частности, внедрение модели создает условия для межпоколенческой консолидации, трансформируя педагогическую общественность из номинальной профессиональной группы в пространство гражданского просвещения, обладающего совокупностью функциональных факторов, способствующих развитию неформального образования.
В настоящее время в инновационную координационную инфраструктуру входят три направления:
1. организация проектной деятельности на внутреннем и внешнем контуре, состоящая из создания «дорожной карты» и «маршрутных листов» к ней;
2. управление наставнической деятельности состоит в создании наиболее оптимальных условий, которое поможет избежать определенных рисков в процессе внедрения проекта и дальнейшего его распространения в виде эффективной устойчивой педагогической практики;
3. популяризация и трансляция наиболее эффективных практик наставничества.
В проектную непосредственно включены опорные методические площадки, областного и регионального уровней, педагогическая общественность
В организации просветительского профессионального методического взаимодействия используются разнообразные способы сотрудничества, основанные на интеграции, кооперации, эффективности, открытости, доступности, мобильности, адресности, согласованности действий. Организация взаимодействия участников проектной деятельности на основе данных подходов обеспечивает непрерывность и многоуровневость профессионального развития педагогических работников, расширение вариативности и возможностей для проведения совместных мероприятий, распространения продуктивного опыта и новых практик педагогической деятельности на основе просветительской деятельности.
1. Основные направления инновационного проекта «Внедрение модели «Наставничество: сотрудничество, диалог поколений, профессиональная компетентность» как ресурс консолидации педагогической общественности» прошли апробацию на научно-практической конференции с международным участием, проходившей 27–28 апреля 2023 года в Витебске, а позже опубликованы в сборнике в виде материалов, а также виде научной статьи в «Вестнике ВОИРО». [20,21].
Основные компоненты организации взаимодействия и сотрудничества на внутреннем и внешнем контурах:
информационный, включающий обмен медиаресурсами и информацией через использование информационных технологий;
научно-методический, направленный на обобщение, распространение и продвижение эффективного опыта, реализацию проектов, разработку и использование методической продукции;
организационно-методический (образовательный), отражающий проведение совместных мероприятий по повышению профессиональной компетентности и развитию мастерства педагогических работников;
координационный, основанный на организации и управлении методическими услугами;
социокультурный, включающий систему творческих конкурсов, образовательных и воспитательных мероприятий во взаимодействии НАСТАВНИК-УЧЕНИК.
Функционирование инновационной модели осуществляется на внутреннем и внешнем контуре и построено на интеграции, взаимообмене и совместном использовании имеющихся информационных, кадровых, методических ресурсов системы дополнительного образования детей и молодежи.
Понятийный словарь
Внешний контур взаимодействие субъектов наставничества с иными субъектами педагогической общественности в процессе неформальной просветительской деятельности в пространстве гражданского просвещения, а также информационная поддержка, финансовые и иные ресурсы, привлечение внешний экспертов.
Внутренний контур - взаимодействие между непосредственными субъектами, наставником и молодым учителем в процессе неформальной просветительской деятельности в пространстве гражданского просвещения, а также координационная и информационная поддержка, управление реализации «дорожной карты» со стороны координационного центра.
Дорожная карта(от англ. roadmap) — это документ, в котором наглядно отображается стратегический план проекта: его главные цели и задачи, сроки исполнения, ответственные, основные этапы. Дорожная карта помогает всем участникам понять, зачем нужен проект и что должно получиться в результате.[17]
Маршрутный лист – это процесс следования, в заданном координатором направлении по освоению «дорожной карты» на внутреннем или внешнем контуре с целью реализации наставнического взаимодействия и мониторингом в реперных точках[20, 21].
Наставник– участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. [4]
Наставник – это руководитель молодого специалиста, выступающий для него одновременно как андрагог, содействующий развитию профессионально-педагогической компетентности молодого специалиста, обретению им необходимого опыта, связанного с профессиональной деятельностью; как коуч, дающий молодому специалисту конструктивную, развивающую обратную связь относительно его профессиональной деятельности, содействующий планированию карьеры, реализации карьерного и личностного роста; как ментор, помогающий в осознании и осмыслении сути профессионально-личностного развития, сообщающий о корпоративной этике, возможностях профессиональной самореализации молодого учителя [4].
Наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых работников (специалистов) под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе» [3].
Педагогическое наставничество - процесс передача психолого-педагогических, теоретических основ и профессиональных педагогических практик с целью формирования высококвалифицированного профессионального сообщества [20,21].
Просветительская деятельность - разновидность неформального образования; деятельность направленная на распространение достижений науки и культуры, иных социальных сведений среди представителей разных слоев населения с использований средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории; осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; создает условия социализации личности, мотивирования ее на развитие активной позиции в просветительстве [25, с. 8].
Просветительское мероприятие – событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий по распространению достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учетом возрастных и образовательных особенностей, возможностей его участников; создания условий социализации личности, мотивированности ее на развитие активной позиции просветительстве. [25, с. 8]
Пространство гражданского просвещения - это совокупность функциональных факторов, способствующих развитию неформального образования и целенаправленных на осуществление просветительской деятельности. Ядром пространства гражданского просвещения является педагогическая общественность. [20,21].
Ученичество– это овладение профессиональным мастерством [23.]
Прогнозируемый результат:
1. будут выявлены структурные элементы наставничества и их особенности взаимодействия в процессе просветительской деятельности для разработки модели наставничества;
2. будет разработана модель развития наставничества на основе переосмысления понятийно-категориального аппарата на принципах просветительской деятельности в пространстве гражданского просвещения;
3. будут обеспечены эффективные организационно – управленческие условия, при которых наставничество станет ресурсом консолидации педагогической общественности путем создания координационного центра по внедрению модели развития и мониторинга ее эффективной реализации;
4.будет систематизирован и обобщен выработанный опыт и создан на его основе интеллектуальный продукт в виде сборника рекомендаций и разработок «В помощь наставнику»
5. будут созданы условия для трансляции и популяризации наиболее эффективных практик наставничества, выработанных в процессе внедрения модели.
Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта
Готовность государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Орши имени Б. Л. Хигрина» к инновационной деятельности подтверждает наличие необходимых условий и ресурсов. Педагогический коллектив обладает высоким уровнем профессионализма; имеется высокий уровень мотивации сотрудников к творческой деятельности.
Определена творческая группа педагогических работников, которые будут участвовать в реализации проекта «Внедрение модели «Наставничество: сотрудничество, диалог поколений, профессиональная компетентность» как ресурс консолидации педагогической общественности»:
Руководитель:
Руководитель:
Висакович Е.А., заместитель директора по учебной работе
Творческая группа:
Жуковский Виктор Васильевич, стаж 40 лет, учитель географии;
Журова Ольга Васильевна, стаж 17 лет, учитель начальных классов;
Ефаненкова Галина Николаевна, стаж 43 года, учитель начальных классов;
Науменко Наталья Анатольевна, стаж 14 лет, учитель – дефектолог;
Дашко Галина Анатольевна, стаж 44 года учитель истории;
Цетлин Иван Вячеславович, стаж с 01.09.2023, учитель истории;
Трафимова Виктория Андреевна, стаж 1 год, учитель начальных классов;
Дяткова Екатерина Викторовна, стаж 1 год 11 месяцев, учитель начальных классов;
Зинкович Анастасия Геннадьевна, стаж 1 год, учитель – дефектолог;
Кондратенко Дарья Дмитриевна, стаж 2 года, учитель истории.
Материально-техническая база государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Орши имени Б. Л. Хигрина» соответствует действующим нормативам, оборудование помещений – правилам противопожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям.
Для реализации инновационного проекта «Средняя школа №2 г. Орши имени Б. Л. Хигрина» располагает необходимым материально-техническим обеспечением:
кабинеты оснащены компьютерами с возможностью выхода в Интернет, принтерами;
2 компьютерных класса с возможностью выхода в Интернет, принтер; 13 мест в одном и 8 мест в другом классе по 15 мест в каждом;
2 мультиборда;
копировальная множительная техника;
ламинатор и др.
Литература:
1.Кодекс об образовании Республики Беларусь.(глава 6, ст. 53)
2. Типовое положение о наставничестве. Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси, 27.01.2011 № 2
3. Дополнение к положению. Министерство труда и социальной защиты республики Беларусь федерация профсоюзов Беларуси 11.02.2022 № 4442/684/01-09/23 Об институте наставничества
4.Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М. : Икар, 2009. - С. 342.
5. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского/ М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1963. 167 с.
6. Вершловский, Семен Григорьевич. Непрерывное образование : историко-теоретический анализ феномена : монография / С. Г. Вершловский. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская акад. постдипломного пед. образования, 2008. - 151, [3] с. : ил.,
7. Вершловский С.Г., Ходаков А.И. Организация учебы наставников в трудовом коллективе. – М.: Профиздат, 1987. – 174 с. (Библиотечка наставника).
8. Гарпушкин В. Е. Универсализм как парадигма философии: прошлое и перспектива В.Е. Гарпушкин//Философия и общество. – 2008. – №2 (50), – 89-98 с.
9. Гершунский Б.С. Философия образования 21 века/ Б.С. Гершунский. - Москва: Совершенство, 1999. – 608 с.
10. Запрудский Н.И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем: пособие для учителя/ Н.И. Запрудский.- Мн., 2008.-336 с.
11. Иванова С. В. Модель андрагогического наставничества в системе непрерывного педагогического образования./ Институт педагогического образования и образования взрослых РАО Санкт-Петербург, Россия [Электронный ресурс]– Режим доступа:. nisveko@yandex.ru - Дата доступа: 16.05.12.2023.
12. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование.– 2016.– С.92-112 6.
13. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров/Ю.М. Лотман. – СПб.: Азбука, 2014, - 416 с.
14. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: автореф. дис. … канд.пед..наук (13.00.08). – М., 2007.
15. Луговская Н.В., Мильман А.М. Образовательный маршрут в пространстве СНГ: Россия-Беларусь (дорогой мира и добра) Реализация социально-просветительского проекта «культурно-исторический мост» //Современное образование Витебщины №1 (19) 2018, С.3-6
16. Маршрут построен: что такое дорожная карта проекта и зачем она нужна. [Электронный ресурс]– Режим доступа:https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-dorozhnaya-karta-proekta/- Дата доступа: 14.11.22.
17. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. — Уфа, 2014. — 428 с.
18. Мильман А.М., Луговская Н.В. Формирование ценностных ориентиров у детей: школа, семья, музей. //Сборник научных трудов. Проблемные пространства детства: воспитание, образование, культура. -СПб.: Астериаон, с. 56-59
19. Мильман А.М. Просветительская деятельность как ресурс развития профессиональных компетенций педагога. // Сборник статей. Международные педагогические чтения. «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы».- Мн.: АПО, 2018.
20. Мильман А.М. Педагогическая общественность – важнейший субъект взаимодействия и ядро формирования пространства гражданского просвещения// Образование ХХІ века: традиции и инновации: сборник материалов научно-практической конференции с международным участием 27–28 апреля 2023 года / Витебский областной институт развития образования; редкол.: А.Н. Деревяго (отв. ред.) [и др.]. — Витебск: государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», 2023. — с. 399-402.
21. Мильман А.М. Педагогическая общественность как важнейший субъект профессионального взаимодействия и ядро формирования пространства гражданского просвещения// Вестник ВОИРО № 2(7) 2023. — с.114-118.
22. П.Н. Осипов, И.И. Ирисметова. Наставничество как объект научных исследований// Профессиональное образование и рынок труда. № 2, 2020, С. 109-115
23. Педагогический словарь: Новейший этап развития терминологии / О.Б .Даутова, М.Г. Ермолаева, Е.Ю. Игнатьева, О.Н. Крылова, Н.Н. Суртаева, О.Н.Шилова, С.В. Христофоров; под общ.ред. О.Б. Даутовой. – СПб.: КАРО, 2020.– 328 с.
24. Плотников А. Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера-наставника в условиях курсовой подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2006. — 185 с.
25. Теоретико-методологические основания моделирования и реализации образовательных практик для взрослых в государствах –участниках СНГ: коллективная монография/ под общ. ред. М.С. Якушкиной. - СПб.: Изд-во «Лема», 2014. - 195 с.
26. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя / [С.Г. Вершловский и др.]; под ред. С.Г. Вершловского. – М.: Просвещение, 1988. – 141 с.
27. Якушкина М.С. Илакавичус М. Р. Якушкина И.И. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств участников СНГ: коллективная монография/ под общ. ред. М.С. Якушкиной. – СПб.: СПб ИУО РАО, 2016. – 237 с.